-
Телевидение как явление появилось с развитием техносферы, оно живет в этой техносфере и каждый раз подстраивается под изменения, вызванные процессом её эволюции. Техносфера развивается по определенным законам. И если в них разобраться, то можно прогнозировать и развитие самого телевидения.
Не зарываясь глубоко в научные труды, посвященные выявлению соответствующих закономерностей (ибо так можно уйти в философию и там сгинуть), отметим то очевидное, что не замечать уже невозможно. А именно — движение в сторону унификации и явное лидерство ограниченной группы тех или иных решений (в нашем случае платформ) на рынке, что в принципе является взаимосвязанными явлениями.
На рынке в той или иной сфере всегда побеждает какой-либо стандарт, редко — несколько стандартов, но в любом случае их не так много, как правило, два-три, они-то и становятся в дальнейшем базой для всего остального.
К примеру, сейчас уже вполне очевиден тот факт, что универсальным протоколом обмена информации в техносфере становится протокол IP — протокол обмена информацией между всеми техническими объектами, в будущем — интернет вещей.
Таким образом, мы вполне уверенно можем прогнозировать, что телевидение будущего — это в первую очередь телевидение по протоколу IP. За IPTV будущее!
Другой пример лидерства ограниченного количества решений нам демонстрирует рынок операционных систем — на сегодня две-три платформы выбились в лидеры и почти вытеснили все остальные.
Закономерность того, что два-три решения занимают основную долю рынка, объясняется экономией затрат. К примеру, если вы — разработчик компьютерных игр, то первым делом определяетесь, под какие платформы будете разрабатывать свою игру. Ваши ресурсы не безграничны, и вы не будете их тратить на то, чтобы создавать игру под все существующие платформы. Вы выберете только самые перспективные с вашей точки зрения платформы (в данном случае таковыми считаются самые распространенные), и тем самым охватите максимальное количество потенциальных покупателей. Благодаря такому подходу распространенные решения становятся еще более распространенными и в какой-то момент почти полностью вытесняют все остальные.
Сейчас на игровом компьютерном рынке очевидна следующая картина: очевидным лидером в разработке игр является платформа Windows. В секторе приставок — это платформы PS и Xbox, среди мобильных игр — платформы Android и iOS. Структура игрового рынка определяется платформами.
В телевидении до недавнего времени структура рынка определялась операторами, но с появлением технологии IPTV все стало меняться. Благодаря IPTV мы получили телевидение на разных экранах (так называемый мультискрин) — смартфонах, планшетах, ПК, а также получили эволюцию телевизоров до уровня Smart. Всё это уже имеет явную платформенную составляющую. Телевидение становится приложением, запускаемым на той или иной платформе. Для дистрибутора контента понимание распространенности и развития платформ, через которые абонент получает телевидение, также становится определяющим фактором в борьбе за своего клиента, как и на игровом рынке.
В операторских решениях поддержку работы с абонентскими платформами выполняет middleware (далее MW), которое, в свою очередь, также является платформой для предоставления услуг ТВ, но уже не абонентского, а операторского уровня. MW определяет облик телевидения оператора, будь то классический оператор со своей сетью или ОТТ-провайдер без своей сети (оказывающий услугу поверх чужих сетей). Всем им необходимо MW.
Что интересно, многие операторы связи не видят в ОТТ-провайдерах телевидения конкурентов и даже наоборот, продвигают их услуги на своей сети. Эта компрадорская политика в большинстве случаев объясняется заблуждением руководства относительно ОТТ. Многие смотрят на ОТТ как на некую новую технологию, которая позволит им с минимальными затратами запустить на своей сети услугу IPTV, а на самом деле они запускают на свою сеть провайдера-конкурента, который начинает "окучивать" клиентскую базу оператора, и до поры до времени делится с оператором агентским вознаграждением. Пока оператор привлекает новых клиентов ОТТ-провайдеру, он ему интересен, и агентские отчисления достаточно велики, но в будущем, когда приток клиентов остановится (а это неизбежно), то и интерес в сотрудничестве уменьшится, и агентское вознаграждение, соответственно, тоже. При этом оператору для развития своего решения IPTV надо будет согнать ОТТ-провайдера со своей сети, а это уже будет невозможно, ведь ОТТ-сервис — это интернет-сервис, а как его отключишь?
Понимание того, как развивается рынок платформ MW, позволяет понять как будет выглядеть телевидение будущего. А развитие рынка платформ MW подчиняется общему правилу развития платформ в информационной экономике.
Стоимость платформ постоянно снижается. Высокая цена платформы ничего не дает ее покупателю. Одно дело — купить софт и через год продать его подороже, так нет, у софта — никакая ликвидность, он интересен только функционалом, который обеспечивает. Интересно лишь больше функционала за меньшие деньги. Дорогая платформа — это не актив, а обременение. Следовательно, важнейшим конкурентным преимуществом платформы является её цена, отсюда и постоянное снижение ее уровня на конкурентном рынке. Для оператора цена использования платформы MW может снижаться до стоимости затрат на её техническое обслуживание.
И действительно, на заре IPTV рынок платформ MW был не очень-то конкурентным и определялся весьма дорогими решениями. Многие разработчики MW с тех пор так и не смогли перестроиться, и продолжив удерживать высокие цены на свои решения, в какой-то момент они уступили массовый рынок операторов дешевым платформам. В этой связи и дистрибуторы MW нынче из продавцов превратились в сервисные компании по техническому обслуживанию.
Сейчас наибольшее распространение у операторов получили два решения — MW Stalker, распространяющееся бесплатно, и MW IPTVPortal, стоимость которого сведена к стоимости техобслуживания.
Stalker — проприетарное решение от компании "Инфомир", оно было создано специально под приставки MAG с целью придать им дополнительное конкурентное преимущество. Разработка Stalker оплачивается из прибыли, полученной с продажи приставок, за счет чего стало возможно бесплатное распространение. В этом есть как преимущество, так и недостаток, так как одним из конкурентных преимуществ платформы MW является поддержка как можно большего количества абонентских платформ ("умные" телевизоры, смартфоны, планшеты, ПК), в том числе и set-top-box'ы от других производителей — а такая поддержка в итоге может повлиять продажи собственных устройств оператора.IPTVPortal — решение, которое использует облачные вычисления. IPTVPortal первым в мире стал предоставлять операторам свою MW как облачный сервис, тем самым превратив неподъемный CAPEX в доступный OPEX. Стоимость IPTVPortal MW для операторов, только начинающих предоставлять услугу IPTV, — одна тысяча рублей в месяц с техподдержкой. Такая цена стала возможной за счет использования облачных технологий, поскольку обслуживать свои сервера в облаке значительно проще, нежели сервера, установленные на площадке оператора, а один сервер может обслуживать MW не одного оператора, а нескольких.
Помимо девелоперских решений MW на рынке присутствуют еще собственные операторские разработки. Нативные операторские решения как явление зародились, когда на рынке просто не существовало дешевых решений, и единственный выход некоторые операторы нашли в создании собственных платформ. Сейчас такой целесообразности нет, однако решения остались. Бросить такие проекты жалко, так как слишком много труда в них было вложено, но их сопровождение очень дорого из-за необходимости содержания постоянного штата программистов, поскольку нельзя просто взять, написать платформу и разогнать всех программистов. Ее следует постоянно развивать, иначе она быстро устареет. В современном мире ИТ-технологий, как говорила Королева из Зазеркалья, "надо бежать, чтобы оставаться на месте. Если же хочешь попасть в другое место, то нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!" В связи с этим для производителя платформ затраты на проект постоянно растут. То, что такие решения до сих пор существуют, объясняется не экономикой, а психологией, желанием некоторых сотрудников творить, воплотить свои идеи в жизнь, которые перевешивают экономическую составляющую проекта. Кстати, за всё подобное творчество платят акционеры и, более того, если признать экономическую нецелесообразность таких решений, то кто-то в компании может просто потерять работу.
Разбираясь в платформах MW, производитель контента — телеканал — может обеспечить себе преимущество на той или иной платформе за счет учета её технических особенностей. Например, разбираясь в интерфейсе платформы, можно обеспечить своему каналу лучшее позиционирование, сделать так, чтобы канал не затерялся в общей массе. Зачастую пользователю вообще лень что-либо искать, ему надо подсовывать рекомендации в виде уведомлений о начале интересной передачи или фильма, иначе он никогда может и не узнать о том, какой великолепный у вас канал.
Другой технический аспект дистрибуции — в каком формате отдавать свой контент. Для разных абонентских устройств подразумевается формирование своего потока, со своим разрешением, форматом, системой защиты и т. д. Сейчас эта задача возлагается на оператора, впрочем, как и задача забрать сигнал канала, которая по старинке во многих случаях решается через спутник, а для оператора интернета это — не самый естественный способ получения трафика. В этом ключе очевидным конкурентным преимуществом канала является подготовка мультибитрейта, включая закрытие потоков на своей стороне и дальнейшую выдачу сигнала на традиционные для оператора точки получения трафика.В техносфере лидерами становятся технически более продвинутые компании. Хотите быть лидером? Совершенствуйте техническую часть.
Статья опубликована на сайте кабельщик
Телевидение. Платформенный подход

Телевидение. Платформенный подход