Современное интерактивное телевидение существует на пересечении двух миров. Первый – это разнообразные абонентские устройства – STB, смарт телевизоры, смартфоны и прочие смарт экраны. Второй – это операторские системы, обеспечивающие пользовательский интерфейс, управление подписками, защиту контента и др.
Важная часть современного телевидения – возможность смотреть там, где удобно, на том, что удобно. То есть это обязательная поддержка широкого спектра оборудования – приставок, умных телевизоров, смартфонов и т.д. Таким образом, современные операторские решения должны покрывать весь спектр этого оборудования, и чем больше оборудования поддерживается, тем решение конкурентоспособнее.
Времена решений под конкретное устройство прошли. К примеру, нативные middleware, работающие на одной приставке, были вынуждены поддержать и другие устройства или уйти с рынка. В частности мы это могли наблюдать на примере middleware Stalker, разработанной под приставки Mag. В свое время это давало хорошее конкурентное преимущество производителю для продажи своих устройств, ведь без middleware провайдеру телевидения сложно было построить коммерческий продукт. Требования к сервису со стороны абонентов постоянно растут: им нужен просмотр телевидения на личном смартфоне, на смарт телевизорах без приставок и т.д. В результате появилось новое решение Ministry, и оно сразу же попало в капкан противоречий. С одной стороны, новое middleware должно было решить вопрос поддержки большего парка устройств для удовлетворения растущих требований операторов/абонентов, с другой стороны, остались задачи продвижения своего оборудования. И эти две задачи противоречат друг другу. Особенно это стало очевидно с появлением операционной платформы Android TV, ведь тяжело себе представить современное операторское middleware, которое не поддерживало бы оборудование с Android TV. Но поддержав Android TV, middleware Ministry перестает решать задачу продвижения своего оборудования, своих приставок. Получается, что нативные операторские решения производителей оборудования очень сомнительны как долгосрочная стратегия продвижения своего оборудования.
Но задача поддержки операторских систем middleware осталась, и производители абонентского оборудования стали решать ее по-новому. Раньше такая задача решалась совместной работой по интеграции между производителем оборудования и разработчиком операторской платформы. Сейчас, с появлением операционной системы Android TV, появилась унификация: производители оборудования поддерживают работу Android TV на своем уровне, а разработчик платформы – на своем, оператор же получает готовое решение.
Возникает вопрос: а не приведет ли это все к тому, что операционка Android TV полностью вытеснит с рынка производителей операторских платформ (middleware и систем защиты контента CAS/DRM)? Может ли вообще оператор построить свое решение только на базе операционной платформы Android TV?
Теоретически да, но на практике все иначе. Как мы обсуждали в начале статьи, современное решение должно работать на широком спектре оборудования, и хотя Android TV поддерживает очень много устройств, за бортом остается достаточно популярное оборудование от Apple , а также нативные разработки под телевизоры Sumsung, LG и т.д. Не поддерживая это оборудование, операторские решения вряд ли выдержат серьезную конкуренцию.
Таким образом, в первую очередь перед оператором стоит вопрос выбора системы операторского класса, которая работает с большим парком устройств. Сотрудничество производителей абонентских устройств и разработчиков операторских платформ IPTV/OTT – единственно верная тактика.
Это прекрасно понимают и в Google. Позиционируя свою платформу Android TV как универсальную базу для всевозможных операторских решений, Google постоянно приглашать на свой саммит Android TV ведущих разработчиков операторских систем middleware и CAS/DRM. Как раз одна из задач саммита – предоставление площадки, на которой могли бы скооперироваться производители оборудования и разработчики операторских платформ.
Подчеркну: для предоставления современных услуг телевидения должна выстроиться следующая связка:
Клиент < > Абонентские устройство < > Операторская платформа < > Провайдер услуги
Если провайдер услуг уже определился с операторской платформой, то производителю абонентских устройств нужно поддерживать эту платформу, чтобы предоставлять свои устройства. Если провайдер еще не определился, то лучшей тактикой для производителя оборудования будет предложить комплексное решение – свое оборудование и совместимую с ним платформу, но, как мы рассматривали выше, не нативное решение и не просто приставку с оболочкой Android TV.
Наличие открытого API у операторских платформ для стыковки со сторонними системами, а также бесплатные работы по интеграции с оборудованием партнеров – становится трендом, как и некоторое время назад переход на облачные технологии с целью снизить издержки для операторов, которые проявлялись прежде всего в стоимости платформ, сроках их запуска и в масштабировании решения.