Потребление контента поменялось по технологическим причинам. Сам контент превратился в сервис, доступный на любой платформе. Чтобы понять, что из себя представляет потребление контента, необходимо разобраться в платформах, обеспечивающих его потребление.
Сейчас в сопутствующей рынку технологической сфере наблюдается разнообразие платформенных решений. Их так много, что ситуация – как с земной фауной. Подобно миру животных каждая платформа отличается от другой как внешне, так и фундаментально. В основе развития тех и других заложен принцип естественного отбора, выживания.
Как можно увидеть в передаче «В мире животных» или на канале NatGeo Wild, брачный ритуал самцов павлинов сравним с выставкой технических достижений, где одним из ключевых факторов привлечения внимания является креативный дизайн. Иногда случаются потрясения, которые полностью меняют ход истории: мамонты вымерли, некоторые виды обезьян эволюционировали. В технической отрасли роль потрясений играют технологические прорывы. Но не только они. Так же существенно могут влиять законодательные инициативы. В каждой стране – свой законодательный ландшафт, и в этом ракурсе каждое государство может рассматриваться как уникальный заповедник. Где-то он максимально приближен к естественным условиям, с разнообразием видов, а где-то – унылый зверинец с забитыми животными. Посмотрим, к чему нас в этом плане приведет принятие закона о едином поставщике платформ для федеральных общедоступных каналов.
По происхождению платформы можно сегментировать на операторские и аппаратные. Изначально они имели четкие границы: операторские платформы считались сервисными, а аппаратные только выполняли функции операционных систем. Со временем все стало меняться.
Первым начал Стив Джоббс: Apple стала продвигать концепцию сервисной платформы. Ее примеру последовали остальные. Два разных стратегических подхода: базирование своей платформы только на устройствах собственного производства (как Apple) и поддержка оборудования разных производителей (тут преуспел Google с Android TV).
На последнем саммите Android TV в Бангкоке представители Google доходчиво объяснили преимущества для производителей оборудования: это не эфемерные технические особенности операционной системы, а именно сервис, который получает потребитель. В этом году тщательно подошли к демонстрации возможностей по управлению умным домом: шоурум от Google был напичкан всевозможными совместимыми устройствами, и все это управлялось через голосового ассистента.
Далеко не все аппаратные платформы поддержали сервисное направление. Linux не изменили подход; пока еще можно наблюдать множество устройств, работающих на этой операционной системе. Такая приставка может найти своего абонента только в традиционной связке с операторской middleware, но таких устройств становится все меньше. Основная причина – стратегия Google, помешать которой могут только пресловутые законодательные инициативы. Причем как со стороны США, так и ответные меры КНР, где производится большинство мировой электроники.
Как эволюционируют и куда тем временем движутся операторские платформы?
Операторские платформы, также известные как Middleware, с самого начала были ориентированы на сервисный подход. В их эволюции был ключевой момент, вызванный развитием облачных вычислений, который поделил рынок на «до» и «после». «До» был рынок, который бороздили монстры, питающиеся исключительно крупными операторами. Расходы на приобретение, развертывание и содержание этих монстров позволить себе могли только единицы, за бортом оставалась куча «мелких», так называемых альтернативных операторов, которым отводилась роль наблюдателей.
Некоторые операторы, будучи не в состоянии приобрести операторское решение, начинали создавать собственные. Любопытный факт: такое явление в мире совсем не распространено и в широком масштабе наблюдалось только в России. Возможно, это объясняется большим количеством высококлассных ИТ-специалистов.
Первым, кто поменял ситуацию на рынке операторских платформ, стало решение IPTVPORTAL – первая в мире облачная платформа, которая предоставляет операторам связи системы Middleware и CAS как сервис (не путать с ОТТ-провайдерами). Это произошло в 2011 году.
Переход от капитальных затрат к операционным, можно сказать, поменял кормовую базу, и те, кто не смог приспособиться, вымерли. Яркий пример, хоть и не из области телевидения: некогда очень популярная на рынке телефонии технологическая компания Avaya. Их ошибка заключалась в том, что они прозевали момент бифуркации и получили финансовый разрыв, неправильно спланировали свой бюджет, рассчитывая на крупные платежи за свои решения, в то время как операторы переключились с покупки решений на их аренду.
С появлением облачных платформ вопрос запуска собственной услуги для оператора стал решаться за один день при наличии контента.
Что касается взаимоотношений между аппаратными и операторскими платформами, то здесь наблюдается скорее симбиоз, чем конкуренция. И большую выгоду тут получают операторские платформы. Всё дело в том, что операторские платформы предоставляют сервис поверх аппаратных платформ. Соответственно, включают в себя весь сервис, предоставляемый аппаратными платформами.
Если аппаратные платформы можно назвать моногамными в отношении выбора оборудования, то операторские – полигамны, в этом их сила, работа с любым железом. Они выполняют роль агрегатора аппаратных платформ – мультискрин.
Сервис аппаратной платформы определяет конкурентоспособность устройства (например, какой телефон, телевизор или приставку выбрать), а сервис операторской платформы – конкурентоспособность оператора.
Ключевым же сервисом для всех платформ является возможность предоставить абоненту контент в удобное для него время и место. Собственно, и контент-то пользователь может получить, только взаимодействуя с той или иной платформой. Это прекрасно понимают и поставщики контента. Если контент недоступен на платформе которой пользуется абонент, то и абоненту этот контент недоступен.
С учетом данных по платному тевевидению в России за третий квартал 2019 года ( источник ), картина потребления контента в разрезе взаимодействия платформ с абонентами на отечественном рынке.
Наличие нескольких платформ у одного провайдера , можно отнести к переходным процессам, которые вызваны, как внедрением новых решений, так и каннибализмом, в частности ЭР-Телеком и Ростелеком активно поглощают региональных провайдеров вместе со всем их содержимым, включая и установленные платформы.
А еще интересно посмотреть на рынок потребления контента через призму используемых систем защиты контента. Что интересно почти у всех операторов присутствуют не сертифицированные средств защиты, в основном это - Widevine, PlayReady и FairPlay, а также какими-то самописными решениями. Это объясняется отсутствием какого либо регулирования в ОТТ пространстве. При этом важно понимать, что когда услуга оказывается на собственной сети , она уже жестко регулируется и в таком случае должны использоваться только сертифицированные системы условного доступа. К примеру опция мультискрин, технически, с точки зрения защиты, реализуется одинаково, как в случае с ОТТ решением, так и в случае оказании услуги на собственной сети, и если используется не сертифицированная система условного доступа, то в одном случае мы получаем правомерное решение, а в другом нем. Помимо особенностей отечественного законодательства определяющих список разрешенных систем, серьезное влияние оказывают и санкции. В Крыму и в Севастополе запрещено использование софта американских компаний, таким образом решение VCAS от компании Verimatrix там использовать нельзя, более того, даже если Widevine, PlayReady и FairPlay получат сертификат, их тоже там нельзя будет использовать. А на сегодня (с учетом реестра зарегистрированных сертификатов соответствия на средства связи) мы имеем следующую картину.
Подводя итого, можно сказать, что технологии и законы определяют поляну для контента, который как известно король, и только на этой поле он может играть.