Николай Михайлов: разбор терминов рынка цифрового телевидения

Понятия IPTV, OTT, Middleware, CAS, DRM известны всем участникам рынка цифрового телевидения, но не все трактуют их одинаково. Это, с одной стороны, приводит к недопониманию внутри телеком-сообщества, а с другой, что более важно, сказывается на политике регулирования сервисов и оказания услуг, связанных с телекоммуникациями. О терминологии IPTV, OTT, Middleware, CAS, DRM рассуждает Николай Михайлов, глава комитета по телекоммуникациям АРПП «Отечественный софт», генеральный директор компании «Автоматические Радиоэлектронные Системы».

Михайлов-3x4_result.pngПричина путаницы и разных мнений исходит из ошибочных определений, которые можно найти в открытых источниках на просторах Интернета. К примеру, в Википедии IPTV и OTT расшифровываются следующим образом:

IPTV или Телевидение по протоколу интернета (Интерактивное телевидение) (англ. Internet Protocol Television) (IP-TV, IP-телевидение) – технология (стандарт) цифрового телевидения в сетях передачи данных по протоколу IP, используемая операторами цифрового кабельного телевидения, новое поколение телевидения. В последнее время часто путается с технологией ОТТ, которая, в свою очередь, является подклассом IPTV в области распространения видеоконтента. Кроме того, не следует путать и с интернет-телевидением, которое передается потоковым видео и доступно пользователю напрямую, без посредников (компаний-операторов). Отличительной особенностью IPTV стала возможность просмотра телепрограмм с любого мобильного устройства: планшет, смартфон, ноутбук.[1]

Технология OTT (аббр. от англ. Over the Top) – метод предоставления видеоуслуг через Интернет. Термин OTT означает доставку видеосигнала от провайдера контента на устройство пользователя (приставку, компьютер, мобильный телефон) по сетям передачи данных, часто без прямого контакта с оператором связи, в отличие от традиционных услуг IPTV, которые предоставляются, как правило, только через управляемую самим оператором сеть с гарантированным QoS (QoE).

Исходя из этих определений, подавляющее большинство считает, что IPTV позволяет операторам связи предоставлять телевидение только в своей сети, тогда как ОТТ работает через Интернет. Также существует мнение, что принципиальное отличие IPTV и ОТТ заключается в том, что IPTV – это мультикаст, а OTT – уникаст. Для понимания того, что здесь не так, в первую очередь необходимо разобраться, что такое Интернет.

Интернет – это конкретный стандарт протоколов (стек протоколов TCP/IP), а сеть Интернет – это сеть, построенная на базе протоколов Интернет.

Базовым протоколом в стеке TCP/IP является IP протокол (сокращение от Internet Protocol). Все прочие протоколы в Интернет идут поверх протокола IP (смотри рисунок).

Стек протоколов.png

Из этого следует, что нельзя IPTV разделять по протоколу. То есть передача видео по протоколу мультикаст на управляемой сети и передача видео по протоколу HLS (строится поверх HTTP) в интернет-кинотеатре – все это технология IPTV.

Исходя из вышесказанного, дадим непротиворечивое определение, что такое IPTV.

IPTV – это телевидение поверх протокола IP.

А ОТТ – вообще не технология передачи данных. В отличие от IPTV это маркетинговый термин, который указывает на то, что услуга-сервис оказывается поверх чей-то уже существующей инфраструктуры. OTT и IPTV вообще нельзя противопоставлять.

Например, кафе со сторонним сервисом курьерской доставки типа Деливери (с их пресловутым QoS) – это модель ОТТ, в отличие от пиццерии, которая использует своих собственных курьеров.

Аудиовизуальные сервисы (АВС) работают по модели OTT. При этом они работают поверх сетей провайдеров Интернет и используют технологию доставки контента IPTV.

Приведем еще один пример, который наглядно демонстрирует, что ОТТ решение – это не технология передачи данных.

Допустим, есть оператор связи А – так называемый Агрегатор контента. Агрегатор контента – это оператор связи, у которого есть лицензия Кабельного телевидения (КТВ), договора с телеканалами и какая-либо сеть доставки контента (своя или арендованная).

Для оказания услуги телевидения на чужой сети Агрегатор заключает договор аренды этой сети с оператором связи Б. Таким образом, Агрегатор присоединяет к своей сети чужую и теперь может заключать прямые договоры с абонентами оператора Б. Для оказании услуги у нашего Агрегатора есть Платформа (программное обеспечение, включающее в себя стримеры, системы Middleware и CAS/DRM, определение которым будет далее по тексту).

Теперь допустим, что оператора Б не устроили условия Агрегатора, не договорились и, соответственно, никакого договора аренды не заключили. В такой ситуации Агрегатор тоже может оказывать услуги телевидения для абонентов оператора Б. При этом, что важно, используя ту же самую свою Платформу (стримеры, Middleware и CAS/DRM). И в этом случае это уже ОТТ модель оказания сервиса. Главное, чтобы у Агрегатора были права на ОТТ от телеканалов.

То есть первый вариант отличается от второго (ОТТ) только наличием соответствующих договоров. Во всем остальном с технической точки зрения они идентичны.

В этом примере мы не касаемся регуляторной политики. Несмотря на то, что в обоих случаях речь идет фактически об одной и той же услуге-сервисе, отечественное законодательство разделяет регулирование АВС от регулирования КТВ. Так, например, для трансляции каналов первого, второго мультиплекса оператор КТВ, работающий по технологии IPTV, должен брать сигнал с узлов РТРС, а АВС, работающий по той же технологии, должен получать сигнал уже не через РТРС, а через Уполномоченную организацию и использовать ее ПО (исключительные права на ПО должны принадлежать уполномоченной организации).

Примечание: АРПП «Отечественный софт» выступает за отмену этого требования (использования проприетарного ПО уполномоченной организации) в законе, так как считает его ничем не обоснованным, но при этом проводящим к монополии на ПО на данном рынке, что вводит развитие телерадиовещания в РФ в зависимость от одной частной компании

Итак, ОТТ (в нашем случае ОТТ TV) – это модель, при которой телевидение предоставляется поверх чужой инфраструктуры (в общем случае поверх глобальной сети Интернет).

Middleware – это программное обеспечение, играющее центральную связующую роль в оказании услуг IPTV. Именно Middleware определяет функционал и облик всего решения.

Сервер Middleware.png

Как видно, Middleware связывает всё в единое целое.

Middleware – это так называемое промежуточное программное обеспечение. Функционал решения IPTV – это функционал системы Middleware, он определяется количеством и качеством связанных компонентов.

 

Поддержку того или иного компонента обеспечивает наличие программного интерфейса – API. Можно утверждать: характеристики Middleware определяется тем, насколько развит ее интерфейс – API. Облик решения IPTV определяется тем, какой UI (пользовательский интерфейс) у приложений, через которые пользователь потребляет услугу, что в свою очередь также зависит от Middleware, ведь абонент может воспользоваться только теми приложениями, которые поддерживаются Middleware.

По существу в законе о трансляции каналов первого, второго мультиплекса, когда говорится о специальном программном обеспечении уполномоченной организации, речь идет не о плеере, как многие думают, а именно о Middleware. Таким образом, технологическое развитие телерадиовещания каналов первого, второго мультиплекса в сети Интернет напрямую зависит от технологического развития и квалификации уполномоченной организации.

Сейчас требование к ПО уполномоченной организации определяется в приказе Роскомнадзора № 190 от 20 сентября 2021 года. Будем надеяться, что в будущем приказ сменит ГОСТ, в котором подробно будет проработаны требования именно к интерфейсу – API ПО. В действующем приказе право определять интерфейс лежит на самой уполномоченной организации, что может привести к серьезным затратам и сложностям перехода в том случае, если в будущем будет выбрана новая или еще одна уполномоченная организация – тогда придется АВС, имеющим собственные платформы, делать новые интеграции. ГОСТ на интерфейс взаимодействия эту проблему снимает.

Под конец рассмотрим еще две известные аббревиатуры – CAS и DRM. Первая расшифровывается как «система условного доступа», вторая как «управление цифровыми правами». Обе относятся к защите контента, но обозначаются по-разному. У тех, кто впервые сталкивается с этими понятиями, возникает вопрос: когда нужно использовать один термин, а когда – другой?

Распространено мнение, что термин DRM необходимо использовать, когда речь идет о АВС, а CAS – когда речь идет о кабельном телевидении.

Но зачем плодить сущности?

По существу, что CAS, что DRM выполняют одну и ту же функцию – защиту контента. При этом используются одни и те же механизмы, как правило, шифрование передачи данных и управление передачей ключей для дешифрования данных. Собственно, способ шифрования и способ управления передачей ключей и отличает одну систему защиты контента от другой.

В нашем законодательстве есть очень удачная замена этим двум терминам – ТСЗАП (технические средства защиты авторских прав). Предлагаем, чтобы не путаться, использовать его.